Королевство Марокко

«НЕ БЫЛ В АТЛАССКИХ ГОРАХ? ЗНАЧИТ, НЕ БЫЛ В МАРОККО». ЭТО ПРАВИЛО ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА, В ЧЬЕЙ КРОВИ КИПИТ ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. СМЕЛОСТЬ В КУЛАК, ХОРОШАЯ КАРТА ПЛЮС ДОСТОЙНЫЙ АВТОМОБИЛЬ - ЭТО ВСЁ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ СЧАСТЬЯ!»

Итак, в моем распоряжении остались два дня из семи запланированных на пребывание в Марокко. Я уже вдоволь загорел на песках Атлантического побережья, покормил океанский ветер брызгами из-под серфа, прошел курс молодого купца на восточных базарах и влюбился в местный кус-кус. Но мне этого мало. Мало великой страны, корни которой находятся глубоко в Африке, а ствол, ветви и крона практически касаются Европы. Местный кальянщик открыл мне глаза, задав вопрос: «Не был в Атласских горах? Значит, не был в Марокко».

Всего-то и нужно: чуток отчаянности, карта и комфортный автомобиль, способный покорять бездорожье. Я знаю лишь один достойный вариант — Land Rover. С тех пор, как у нас в стране дороги пропали как класс, это «пресмыкающееся» вызывает максимум доверия. В Марракеше мне удалось отыскать нечто большее, чем просто Land Rover, — это его старший брат новейший Range Rover, на которого равняется вся внедорожная братия. Раз уж предстоит горный серпантин, обрывы, пропасти и раскаленные дюны, спрошу с него по полной программе. Но для начала надо собрать в кулак всю свою смелость и ринуться в бой на Джемаа-эль-Фна — Площадь Обезглавленных — там, по легенде, мне укажут правильный путь.

Торг на восточном базаре является неотъемлемой частью колорита. Приглянувшийся товар может в цене упасть в два-три раза от его изначальной стоимости
Берберские национальные изделия. Не путать с персидскими коврами.

В моей ситуации рассчитывать на чудо было нелепо, тем не менее, мне удалось припарковать далеко не крохотный внедорожник на центральной площади Марракеша и не выбить при этом зубы стоящим рядом ослам. Их хозяева даже не поперхнулись тыквенными семечками, а продолжали пялиться на переливающийся всеми цветами радуги автомобиль.

Со скрипом пробираюсь сквозь вечернюю клоаку Джемаа-эль-Фна — самую большую, невероятно шумную площадь, вряд ли сравнимую по колориту хоть с чем-нибудь во всей Африке. От здешних ароматов можно вмиг потерять рассудок. Какофония музыкальных инструментов, людских эмоций, криков животных, вкупе со вспышками огней и безумным калейдоскопом красок, диктует кодекс поведения: либо ты отдаешься течению и растворяешься в безумном потоке, либо сбегаешь прочь и никогда больше не возвращаешься. Слабонервным лучше не соваться. А вот и первый мешок с большой коброй. Факир сначала глушит ее пластиковым ведерком по макушке, она прячется, затем получает приглашение на танец с помощью дудки. Я бы после такой увертюры откусил ему что-нибудь. Пригляделся к рукам заклинателя — так и есть, все в шрамах: видимо, любовь у них давняя. Это Мустафа — брат того самого кальянщика из вчерашнего разговора. За горсть монет и мятно-чайную церемонию я получаю необходимые инструкции. Ввожу пункты назначения в русско- говорящую навигацию Range Rover и на рассвете отправляюсь в путь.

«Сначала езжай на юг, к подножию Джебель Тубкаль и в поселок Имлиль». От Марракеша всего 66 верст; первые тридцать пролетаешь, как на ковре-самолете, под внутриутробное урчание пятилитрового мотора и в полном отрешении от внешнего мира. Автомобиль абсолютно не реагирует на мелкие и средние ухабы, незаметно повышая скоростной порог. Движение на скорости 80, 100, 150 км/час ничем не отличается, пока не начался серпантин. Окружающая красота перестала казаться земной. Вокруг тебя песчаные горы с терракотовыми поселками, утопающими в зеленых садах. Чуть повыше, будто из другого измерения, свисает заснеженное платье Тубкаль — высочайшей горы Северной Африки (4167 м). Невероятное зрелище!

Пейзаж по мере удаления от Марракеша становится всё необычней, а с набором высоты количество поворотов может сыграть с вами злую шутку. По-моему, их больше сотни, и я бы ни за что на свете не променял руль Range Rover на пассажирское кресло. Уж слишком послушный и живой автомобиль, несмотря на размеры и массу.

А вот и Имлиль — красивейший горный поселок, где заканчивается дорога и начинаются все трекинговые маршруты на Тубкаль и другие вершины Высокого Атласа.

Но штурвал зовет меня на запад, и я огибаю национальный парк, нащупывая траекторию каждым колесом. Похоже, внизу наледь, да и дорога сузилась настолько, что разминуться со встречной машиной нереально. Range Rover сам выбрал соответствующий режим полного привода и справляется со всеми сложностями. Я лишь наслаждаюсь сказочным горным пейзажем из фильма «Семь лет в Тибете» и готовлюсь к знакомству с местным населением, берберами. Здешние жители утверждают, что они — потомки римлян и этрусков, ведь они белые, абсолютно непохожи на арабов и африканцев.

«Окружающая красота перестала казаться земной. Вокруг тебя песчаные горы с терракотовыми поселками, утопающими в зеленых садах. Чуть повыше, будто из другого измерения, свисает заснеженное платье Тубкаль — высочайшей горы Северной Африки»
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА МАРОККО ПОЛНА КОНТРАСТОВ: РОСКОШНЫЕ ГОСТИНИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ОТ ФИЛИППА СТАРКА СОСЕДСТВУЮТ ЗДЕСЬ СО СПАРТАНСКИМИ РИАДАМИ

Строят себе домики из глины, которые больше смахивают на военные укрепления. Время от времени эти хижины частично размываются дождями, рядом вырастают новые. Я проезжаю один из типичных берберских поселков Амизмиз, направляясь на запад, в сторону Атлантического побережья. На перевале возникает обычная для этих мест ситуация: дорогу перекрыла горная речка. Что делать?

Не думаю, что она слишком глубокая, поэтому в ход идут спецсредства от Range Rover — поднятие кузова с помощью специальной кнопки, с включением пониженного режима трансмиссии. Открываю окна, чтобы следить за глубиной реки. Первая передача, ноги оторваны от педалей—и автомобиль сам, на цыпочках, камень за камнем, проходит по дну, то заныривая вниз, то поднимаясь над водой. Ф-ф - фух, вот это экстрим! Доплыли!

Теперь вниз, в сторону пустыни, где на побережье укрылся древний город Эс-Сувейра. Горная картина постепенно прибедняется, цветных пятен становится всё меньше. Вспоминаются слова проводника: «Когда закончатся горы, можешь пройти песчаный участок вне дороги, но только там, где есть указатели». А вот и первые дюны, переходящие прямо в океан. Пустыня атакует Атлантику или, наоборот, защищается от ее напора? Range Rover ждет моей команды и, не сбавляя оборотов, срывается в бой, оставляя позади клубы песка. Такой прыти, честно говоря, я не ожидал: мы проходим сложные высотки на одном дыхании, будто это не песок вовсе, а твердый асфальт. Но нужно быть начеку и плавно дозировать подачу топлива, контролируя мощность двигателя. Вверх — вниииз, вверх — вниииз... Сначала душа сжимается от ужаса на подъеме, затем вслепую шагает ввысь и распускает крылья навстречу прибрежным чайкам. Это самые яркие моменты всего марокканского путешествия. Каких-то полчаса полетов над дюнами — и ты сам становишься птицей, парящей в свободном полете.

Пустыня закончилась, и впереди показался флаг королевства Марокко, развевающийся на вершине прибрежной крепости.

Это Эс-Сувейра — маленькое приморское поселение, когда-то ставшее главным портом государства. Сохранять за собой столь высокий статус город не смог по вине французов и испанцев, прибравших к рукам торговлю в этой части света. Сейчас о былом могуществе Эс-Сувейры напоминают только крепость и французские пушки XIX века, охраняющие вход в гавань. Я спешу в отель, чтобы прийти в себя после насыщенного путешествия. Вечером будет хаммам, кус-кус и прогулки по набережной под крики чаек и серенады ветра. После Атласских гор и покорения пустыни всё, что казалось экзотикой, обрело новый вкус. Это вкус приключений.

По материалам журнала TOTAL ESCAPE, 2013

МЕНЮ САЙТА

Главная

Как отдохнуть?

Куда поехать?

Страны

Отдых весной

Отдых летом

Отдых осенью

Отдых зимой